Использование креативно – модульной технологии.
В ногу со временем информатизации, использую в работе новые педагогические технологии, основанные на том, что ученик должен быть активным, творческим, развивающим субъектом учебного процесса. Модульная технология дает возможность формировать практические творческие навыки, самостоятельность, развивать познавательные способности и расширять кругозор. Модуль – это система взаимосвязанных междисциплинарных занятий. Междисциплинарный подход – основа интеграции. Именно интеграция способствует глубокому усвоению знаний, широкому взгляду на предмет, позволяет мыслить целостно.
В модуле сочетаю разнообразную деятельность учащихся на уроке: познавательную, трудовую, игровую. Разнообразие форм и методов работы, реализуемых через модуль, способствует становлению целостной, гармонически развитой личности. Присутствие элемента творчества при модульной технологии делает работу более интересной, насыщенной и продуктивной.
Модульную технологию по системе Тарасова, успешно осуществляю в экологическом образовании, где очень важным является изучение родного края, его особенностей, флоры и фауны, культуры и традиций народов. Представлю некоторые виды деятельности по использованию креативно-модульной технологии в экологическом образовании: экологическая гусеница, устный журнал «Всемирный день моря», «Экологический листопад», «Жила – была Спичка…»; «Вереница (Моя малая родина)» и др.
1.На уроке окружающего мира по теме «Охрана растений» была проведена беседа по охране растений.
Цель урока: обобщить знания учащихся о значении растений в жизни животных и человека; развивать у учащихся потребность в бережном отношении к растениям; рассмотреть основные экологические правила, которые для каждого человека должны стать нормой поведения в природе.
Затем на уроке изобразительного искусства по теме: «Сохраним удивительный мир природы» продолжили беседу по охране природы, нарисовали рисунки, а на уроке художественного труда по теме «Работа с бумагой и картоном» изготовили из этих рисунков «экологическую гусеницу»
Общую поставленную цель достигали комплексно, разными видами деятельности на трёх предметах («Окружающий мир», «Изобразительное искусство», «Художественный труд»).
2. На уроке по предмету «Окружающий мир» по теме «Весенняя экскурсия на водоём» была проведена беседа по охране окружающей среды.
Цель урока: расширить представления детей о весенних изменениях в природе; ознакомить с перелётными и водоплавающими птицами нашей местности; прививать любовь и бережное отношение к окружающей нас среде.
Во время экскурсии на озере заметили лебедей. Поговорили о бережном отношении и охране этих удивительных птиц. На уроке русского языка по развитию речи написали сочинение на тему «Лебеди». На экологическом кружке «Мудрая Сова» изготовили творческий рисунок – открытку с изображением лебедя. Сочинение написали на этих рисунках.
3. К устному журналу «Всемирный день моря» провели большую подготовительную работу. На уроке трудового обучения, по теме «Работа с бумагой и картоном», изготовили оригами «Рыбки» и провели познавательную беседу о морских, речных и озёрных рыбах. На экологическом кружке «Мудрая Сова» изготовили аквариум «Подводный мир» и рисунки маленьких морских черепашат. Затем провели устный журнал «Всемирный день моря».
Цель. Формировать представление детей о водной среде, о значимости воды в нашей жизни.
Задачи. 1.Выявить и систематизировать знания детей о «трёх замечательных домах» - наземно-воздушный, водный, почвенный.
2.Расширить кругозор детей о морских обитателях.
3.Воспитывать в детях потребность в бережном отношении к воде и охране морских обитателей, прививать любовь и интерес к окружающей нас среде.
Через элементы креативно – модульной технологии были достигнуты поставленные цели и задачи занятия. В своей работе использование элементов модульной технологии считаю необходимым, так как мы, учителя начальных классов, ведём все предметы. Прослеживается система взаимосвязанных междисциплинарных занятий.
Как я использую в работе информационно
коммуникационные технологии.
Внедрение ИКТ не только обогатило учебно – воспитательный процесс, оно сыграло и неоценимую роль в том, что ученики стали смотреть на компьютер не как на дорогую игрушку, они увидели в нём друга, который помогает им учиться, познавать мир, мыслить и творить.
Использование ИКТ в учебном процессе способствует росту моего профессионального мастерства.
Новые информационные технологии входят в систему обучения по ряду направлений: они становятся новыми средствами игровой деятельности, умственного, речевого развития детей, обогащают новым содержанием общения детей друг с другом и с учителем, входит в систему с традиционными методами и приёмами, техническими средствами обучения, разнообразят ассортимент и содержание дидактических пособий. Открываются новые возможности для развития методов и организационных форм обучения и воспитания детей.
Я работаю по модели – один компьютер в классе, подключенный к проектору. Он стал одним из основных средств обучения, неотъемлемым предметом подготовки к уроку, родительскому собрание, методическому заседанию. В электронном варианте формировала банка данных, в который вошли разделы: портфолио кабинета, портфолио учителя, тематическое планирование, материалы заданий по предметам, контрольные работы, разработки уроков и внеклассных мероприятий, мониторинг успеваемости, диагностика здоровья учащихся, диагностика межличностных отношений в детском коллективе, работа с родителями, разработки тематических родительских собраний, материалы внеклассной работы, работа ММО. Благодаря банку данных можно легко подготовить отчет по воспитательной работе, обобщить опыт работы, отслеживать результаты успеваемости по предметам и по классам. В своей работе ориентируюсь на возможности своего класса, на традиции и учебную среду нашей школы, использую собственную манеру изложения учебного материала, варьирую методическими средствами, приёмами и формами, что всё вместе составляет индивидуальный стиль обучения и воспитания. Имеющиеся наглядные средства и дидактические материалы часто не достаточны, поэтому мне приходится самой работать над наглядным материалом, изготавливать на компьютере различные схемы, таблицы, раздаточный материал, разрабатывать тесты.
Чаще всего в своей работе компьютер использую на уроках окружающего мира (иллюстрации, энциклопедии животного и растительного мира, тесты, презентации и др.) На уроках литературного чтения (стихи разных авторов, тесты, иллюстрации, словари и др.) и во внеклассной работе. В классе у детей тоже имеются компьютеры. 50 % учащихся нашего класса имеют дома компьютер. Дети к уроку готовят сообщения, творческие работы по развитию речи в печатном варианте, что делает работу эстетичной по оформлению и легко читаемой, готовят сообщения и проекты.
Изучение компьютерных технологий во внеурочное время позволяет развивать у учащихся алгоритмическое и логическое мышление, воображение, желание самоутвердиться, получить конечный результат. ИКТ способствует повышению эффективности овладения самостоятельного изучения знаний, развитию личности обучаемого и подготовке ученика к комфортной жизни в условиях информационного общества.
Технология критического мышления.
Технология критического мышления разработана американскими педагогами К.Мередит, Д.Огл, Д.Стил, Ч.Темпл. Я использую в своей работе виды работ:
· Чтение с остановками.
Данная стратегия удачно вписывается в уроки чтения. В начале урока по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета.
· Синквейн.
В переводе с французского слова означает «пять»:
1) 1 слово – Тема- Имя существительное;
2) 2 слова – Описание темы именами прилагательными;
3) 3 слова – Описание действия глаголами;
4) 5 слов – Фраза, выражающая отношение автора к теме;
5) 1 слово – Синоним.
· Кластер.
Кластер – это графические систематизаторы, которые показывают несколько различных типов связей между объектами или явлениями.
· «Мозговой штурм»